Художник. Архитектор. Василий Кузьмич Маловица.

Алла Мардієва

Історія :: ТЕМА ДНЯ

Биографическая справка: Маловица Василий Кузьмич (28.10.30 — 18.02.14.) родился в с. Саксагань Пятихатского р-на Днепропетровской области. В 1950 — 1956 гг. учился в Киевском художественном институте, после окончания которого был направлен на работу в г. Луцк. Работал старшим архитектором в Волынском областном отделе по делам строительства, а потом в Волынском филиале Гипрограда. Автор проектов учебно-реабилитационного центра (бывшая школа №8, 1962 г.) кинотеатров «Змина» (1963 г.) и «Проминь» (1965 г.), гимназии №4, Дворца ученической молодежи, здания исторического факультета ВНУ им. Леси Украинки, десятка зданий различного типа в городах Волынской обл., главный архитектор 33-го микрорайона

Небольшой город жил в ожидании открытия нового кинотеатра. Люди бросали взоры на поднявшееся за забором здание. В нем было нечто новое, необычное для провинции. Казалось, мысль архитектора, задумавшего его, стремилась не столько ввысь, сколько вширь — чувствовалось желание охватить все, показать все — весь замечательный привольный мир. Конечно же, душа художника, родившегося на Днепропетровщине, была полна чувства простора и раздолья. Хотелось больше света — отсюда полностью застекленный фасад, хотелось свободного пространства — фойе получилось как бы парящим над землей, а стены его, казалось, стремились в бесконечность, хотелось современности, простоты линий — этого знака эпохи — и вот легкая лестница, ведущая к главному входу, не обремененная лишними деталями. Да и во всей постройке вообще нет архитектурных излишеств. И как же хорошо она вписалась в городское пространство, как хорошо она смотрелась в контексте пересекающихся улиц и парка Славы! (В прошлом году город начал реконструкцию здания, кстати, даже не посоветовавшись с человеком, создавшим его почти 50 лет назад). Вот таким получилось его очередное творение — кинотеатр «Проминь», комфортный, светлый, совсем новый в профессиональном решении.

Кінотеатр Промінь. Архітектор В. Маловиця

Неизвестно, был ли доволен создатель своим творением, но то, что лучанам оно пришлось по душе, это точно. Кинотеатр стал и концертным залом и местом проведения различных мероприятий и встреч. Конечно, и до того в городе были построены здания по его проектам, появятся они и после того. Но, как представляется, именно «Проминь» стал мечтой и ее воплощением художника-архитектора. Проектировать здания в городе со старинной историей очень сложно. Ему не хотелось работать в духе псевдостарины, это претило его вкусу истинного художника, а творить новое по соседству с остатками древнего оказалось непросто. Но он творил. И это было для того времени органичным и стильным.

В том, что он был художником, трудно сомневаться. Да и как иначе. Ведь он мечтал стать живописцем, стремился к этому, будучи еще простым рабочим пареньком из Ейска, рисовал так, что его приняли в Киевский художественный институт. И главными учителями его стали Иван Красный и сама Татьяна Яблонская. Несмотря на то, что он учился на факультете архитектуры, его студенческие художественные работы считались лучшими и не раз выставлялись среди самых значительных работ вуза. Его акварели экспонировались на  выставках и были обозначены в известных в художественном мире каталогах. Когда смотришь на его акварели, появляется ощущение радости бытия — вот они чудные краски, светлая палитра, чистый воздух, хрустальный звон Вселенной. Это присутствие Бога одухотворяет, казалось бы, обыденные, но вовсе непростые вещи.

В. Маловиця

Свежесть воздуха, яркость солнечного луча, насыщенность колеров в деталях — весь этот чудный Божий мир живет и дышит под его кистью. Виды церквей и церковные купола в «Церковной горке», «Церквях Киева», «Старом городе», «Замке» и других этюдах передают его особое видение того, что в не такие уж далекие времена было под запретом, а особенно для человека, занимавшего важный пост в городе. Он, безусловно, был верующим человеком. Он молился, но своей молитвой, и об этом знают его близкие. И как в этом случае не вспомнить известную православную притчу о  трёх простых необразованных пустынниках, живших на одном острове. У них была только икона трех святителей и молились они простою молитвою: «Трое вас и трое нас, помилуйте нас». Как-то приехал на остров человек и стал их учить настоящей молитве, а научив, отправился на своем корабле далее. Но вскоре заметил, что учившиеся у него молитве старцы бегут за кораблем по водам и кричат: «Остановись, мы молитву твою забыли!» Человек был так изумлен, увидев их ходящими по водам, что сказал: «Молитесь, как молились». Старцы вернулись и остались при своей молитве.

В. Маловиця

Он тоже молился сердцем. Его сосредоточенность в себе, его собранность и внешняя суровость были отражением глубокой внутренней борьбы — борьбы между строгостью и четкостью архитектурный линий и импрессионистским мироощущением живописца. Поэтому он не любил называться архитектором, внутренне он чувствовал себя больше художником. Хотя, как архитектор, он выстроил по вполне определенному плану свою жизнь и жизнь своей семьи и свои взаимоотношения с детьми. Как архитектор он четко определил, что хорошо, что плохо, как должно быть и как не должно быть. И когда в жизни замечал несоответствие, страдал, как всякий человек, любящий порядок. Но в душе, как художник, он ощущал и замечал все полутона, все драматические переходы от воображаемого к реальному. И тоже страдал.

В. Маловиця

От того, что строители выкопали и выбросили любовно посаженные им деревья возле дома, просто так, от невнимания и неуважения к живой природе. Страдал от того, что на глазах рушатся постройки, появляются колдобины и ямы на дорогах даже в центре города. От того, что ветшает и превращается в пыль так любимая им старая часть города, а на месте уничтоженной старины появляется новодел с коммерческим направлением. Он всё замечал  вокруг. Обострённым чувством, внутренним нервом, особенно в последние годы, когда ушла в  мир иной любимая жена. Скорее всего, тосковал по ней и по утраченным возможностям. Много гулял и любил бывать наедине с природой, пусть даже и не в лесу, и не у тихого озера, а в городском парке. Его подтянутую, прямую фигуру довольно часто можно было увидеть на аллеях. О чем думал  он, совершая в одиночестве свои прогулки? Трудно сказать, ибо он не делился ни с кем своими мыслями и переживаниями и никогда не вел праздных бесед. Он нес бремя художника. А это, как известно, тяжелая ноша.                                                           


  1. Світлана 11 лютого 2016 9:21
    Все це дуже добре, але при написанні статей притримуйтесь фактів.Проект добудови середньої школи № 8 робили архітектори Ростислав Метельницький, Василь Маловиця та Клавдія Юровська. Проект кінотеатру "Промінь", а якщо точніше це була трансформація типового проекту кінотеатру, робили архітектори Ростислів Метельницький та Василь Маловиця. У робочих проектах брали участь, очевидно, і інші архітектори.Інтер єри кінотеатру - архітектор Метельницький. Автор панно- скульптор Шингур. Орієнтуйтесь на першоджерела, а не на фантазії.
Для того щоб коментувати увійдіть будьласка під своїм акаунтом або зарєструйтесь